- Какие материалы и инструменты нужны для наждака
- Как выбрать и подготовить двигатель
- Особенности конструкции переходничка (втулки, фланца)
- Подключение двигателя и конденсатора
- Защита и безопасность
- Выбор и использование абразивных дисков
- Советы по эксплуатации и обслуживанию
- Разница между наждаком, точильным станком и карбороном
- Итоговая схема сборки наждака
Если у вас в гараже пылится старый двигатель от стиральной машины, не спешите его выбрасывать! Из него можно сделать отличный самодельный наждак — точильный станок, который пригодится для заточки и шлифовки. В этой статье подробно расскажем, как выбрать двигатель, подготовить его, изготовить необходимые детали и собрать безопасный и удобный наждак своими руками.
Какие материалы и инструменты нужны для наждака
Для создания наждака из двигателя стиральной машины потребуются:
Материал / Инструмент | Назначение |
---|---|
Электродвигатель от стиралки | Основной привод наждака |
Металлическая труба (1/2") | Изготовление втулки (фланца) для крепления камня |
Полипропиленовая труба (32 мм) | Насадка для фиксации точильного камня |
Болты, гайки, шайбы | Крепежные элементы для фиксации деталей |
Пусковой конденсатор (4-5 мкФ) | Для подключения пусковой обмотки двигателя |
Монтажная лента, резина | Крепление двигателя на станине, гашение вибраций |
Электрический тумблер | Включение и выключение наждака |
Инструменты: токарный станок (или дрель с насадками), напильник, лерка для резьбы, отвертки, мультиметр | Для изготовления и проверки деталей и подключения |
Как выбрать и подготовить двигатель
Какой двигатель подходит?
- Лучше всего подходят двигатели от стиральных машин советского производства. Они асинхронные, без щеток, что упрощает подключение и повышает надежность.
- Мощность двигателя должна быть не менее 180 Вт — этого достаточно для бытового наждака.
- Обороты обычно около 1500–2880 об/мин. Для наждака оптимально около 1500 об/мин, чтобы камень не перегревался и не изнашивался слишком быстро.
- Напряжение — 220 В, что удобно для подключения к бытовой сети.
Как проверить двигатель?
- Используйте мультиметр, чтобы измерить сопротивление обмоток:
- Рабочая обмотка — около 10 Ом.
- Пусковая обмотка — около 40 Ом.
- Проверьте, что двигатель не имеет механических повреждений, вал вращается свободно.
- Подключите двигатель без конденсатора к сети 220 В — он должен вращаться, хотя направление может быть произвольным.
Особенности конструкции переходничка (втулки, фланца)
Что такое втулка (фланец)?
Это металлическая деталь, которая крепится на вал двигателя и служит посадочным местом для точильного камня. Важные требования:
- Внутренний диаметр втулки должен точно подходить к диаметру вала двигателя.
- Наружный диаметр — под посадочный диаметр камня (обычно 32 мм).
- На втулке нарезается резьба для крепления камня. Резьба должна быть противоположной направлению вращения вала, чтобы камень не раскручивался во время работы.
Как изготовить втулку?
- Используйте металлическую трубу диаметром около 21 мм (например, сантехнический сгон 1/2").
- Если внутренний диаметр трубы больше диаметра вала, увеличьте диаметр вала с помощью металлопластиковой трубы или термоусадочной трубки.
- Нарежьте резьбу на втулке леркой — левая резьба, если вал вращается по часовой стрелке, и правая — если против.
- Для фиксации втулки на валу просверлите отверстие и закрепите болтом или саморезом.
Подключение двигателя и конденсатора
Обмотка | Подключение |
---|---|
Рабочая | Подключается напрямую к сети 220 В |
Пусковая | Подключается через неполярный конденсатор 4-5 мкФ (напряжение не менее 400 В) |
- Пусковая обмотка с конденсатором обеспечивает правильное направление вращения и плавный старт.
- Если вал вращается не в нужную сторону, поменяйте местами выводы пусковой обмотки.
- Пусковую обмотку нужно обязательно подключать, иначе двигатель может не запуститься или работать нестабильно.
Защита и безопасность
- Обязательно установите защитный кожух на камень, чтобы предотвратить травмы при разрыве круга.
- Используйте защитные очки и перчатки при работе.
- Для снижения вибраций подложите под двигатель резиновые прокладки.
- Организуйте удобную и устойчивую станину из фанеры толщиной 18 мм или более, чтобы камень не касался поверхности стола.
- Закройте вентиляционные отверстия двигателя пластиковым диском, чтобы внутрь не попадала пыль и стружка, но не мешайте вентиляции.
Выбор и использование абразивных дисков
- Подходят диски с посадочным диаметром 32 мм.
- Для бытового наждака оптимальны камни диаметром 125 мм — они не слишком тяжелые для двигателя мощностью около 180 Вт.
- Можно использовать корундовые или карборундовые круги.
- Для чистки и полировки можно установить корщетки.
- Следите за отсутствием биений и "восьмерок" — при необходимости подправьте посадку ППР-трубы или отшлифуйте камень.
Советы по эксплуатации и обслуживанию
- Не перегружайте двигатель — не пытайтесь точить слишком твердые или крупные предметы.
- Регулярно проверяйте крепления и состояние втулки.
- Смазывайте подшипники двигателя при необходимости.
- Следите за температурой двигателя — если он сильно греется, сделайте перерывы в работе.
- Храните наждак в сухом месте, защищенном от пыли.
Разница между наждаком, точильным станком и карбороном
Термин | Значение |
---|---|
Наждак | В разговорной речи — точильный станок, но технически — абразивный камень из корунда и магнетита |
Точильный станок | Устройство для заточки и шлифовки с установленным точильным камнем |
Карборон | Часто называют точильный станок, но это скорее жаргонное название |
Правильно называть устройство точильным станком или точилом, а камень — наждаком.
Итоговая схема сборки наждака
Элемент | Описание и рекомендации |
---|---|
Двигатель | Асинхронный, 180 Вт, 1500 об/мин, 220 В |
Втулка (фланец) | Металлическая труба с резьбой, подходящая под вал и камень |
Камень | Абразивный диск 125 мм с посадочным диаметром 32 мм |
Конденсатор | 4-5 мкФ, неполярный, для пусковой обмотки |
Станина | Фанера 18 мм, с резиновыми прокладками под двигателем |
Защитный кожух | Пластиковый или металлический, закрывающий камень |
Электрический тумблер | Для включения/выключения наждака |
Создать наждак из двигателя стиральной машины — это отличный способ получить полезный инструмент своими руками, сэкономить деньги и получить удовольствие от процесса. Главное — соблюдать технику безопасности и тщательно подготовить все детали. Удачи в творчестве и мастерстве!