Если у вас в гараже пылится старый двигатель от стиральной машины, не спешите его выбрасывать! Из него можно сделать отличный самодельный наждак — точильный станок, который пригодится для заточки и шлифовки. В этой статье подробно расскажем, как выбрать двигатель, подготовить его, изготовить необходимые детали и собрать безопасный и удобный наждак своими руками.


Какие материалы и инструменты нужны для наждака

Для создания наждака из двигателя стиральной машины потребуются:

Материал / Инструмент Назначение
Электродвигатель от стиралки Основной привод наждака
Металлическая труба (1/2") Изготовление втулки (фланца) для крепления камня
Полипропиленовая труба (32 мм) Насадка для фиксации точильного камня
Болты, гайки, шайбы Крепежные элементы для фиксации деталей
Пусковой конденсатор (4-5 мкФ) Для подключения пусковой обмотки двигателя
Монтажная лента, резина Крепление двигателя на станине, гашение вибраций
Электрический тумблер Включение и выключение наждака
Инструменты: токарный станок (или дрель с насадками), напильник, лерка для резьбы, отвертки, мультиметр Для изготовления и проверки деталей и подключения

Как выбрать и подготовить двигатель

Какой двигатель подходит?

  • Лучше всего подходят двигатели от стиральных машин советского производства. Они асинхронные, без щеток, что упрощает подключение и повышает надежность.
  • Мощность двигателя должна быть не менее 180 Вт — этого достаточно для бытового наждака.
  • Обороты обычно около 1500–2880 об/мин. Для наждака оптимально около 1500 об/мин, чтобы камень не перегревался и не изнашивался слишком быстро.
  • Напряжение — 220 В, что удобно для подключения к бытовой сети.

Как проверить двигатель?

  • Используйте мультиметр, чтобы измерить сопротивление обмоток:
    • Рабочая обмотка — около 10 Ом.
    • Пусковая обмотка — около 40 Ом.
  • Проверьте, что двигатель не имеет механических повреждений, вал вращается свободно.
  • Подключите двигатель без конденсатора к сети 220 В — он должен вращаться, хотя направление может быть произвольным.

Особенности конструкции переходничка (втулки, фланца)

Что такое втулка (фланец)?

Это металлическая деталь, которая крепится на вал двигателя и служит посадочным местом для точильного камня. Важные требования:

  • Внутренний диаметр втулки должен точно подходить к диаметру вала двигателя.
  • Наружный диаметр — под посадочный диаметр камня (обычно 32 мм).
  • На втулке нарезается резьба для крепления камня. Резьба должна быть противоположной направлению вращения вала, чтобы камень не раскручивался во время работы.

Как изготовить втулку?

  • Используйте металлическую трубу диаметром около 21 мм (например, сантехнический сгон 1/2").
  • Если внутренний диаметр трубы больше диаметра вала, увеличьте диаметр вала с помощью металлопластиковой трубы или термоусадочной трубки.
  • Нарежьте резьбу на втулке леркой — левая резьба, если вал вращается по часовой стрелке, и правая — если против.
  • Для фиксации втулки на валу просверлите отверстие и закрепите болтом или саморезом.

Подключение двигателя и конденсатора

Обмотка Подключение
Рабочая Подключается напрямую к сети 220 В
Пусковая Подключается через неполярный конденсатор 4-5 мкФ (напряжение не менее 400 В)
  • Пусковая обмотка с конденсатором обеспечивает правильное направление вращения и плавный старт.
  • Если вал вращается не в нужную сторону, поменяйте местами выводы пусковой обмотки.
  • Пусковую обмотку нужно обязательно подключать, иначе двигатель может не запуститься или работать нестабильно.

Защита и безопасность

  • Обязательно установите защитный кожух на камень, чтобы предотвратить травмы при разрыве круга.
  • Используйте защитные очки и перчатки при работе.
  • Для снижения вибраций подложите под двигатель резиновые прокладки.
  • Организуйте удобную и устойчивую станину из фанеры толщиной 18 мм или более, чтобы камень не касался поверхности стола.
  • Закройте вентиляционные отверстия двигателя пластиковым диском, чтобы внутрь не попадала пыль и стружка, но не мешайте вентиляции.

Выбор и использование абразивных дисков

  • Подходят диски с посадочным диаметром 32 мм.
  • Для бытового наждака оптимальны камни диаметром 125 мм — они не слишком тяжелые для двигателя мощностью около 180 Вт.
  • Можно использовать корундовые или карборундовые круги.
  • Для чистки и полировки можно установить корщетки.
  • Следите за отсутствием биений и "восьмерок" — при необходимости подправьте посадку ППР-трубы или отшлифуйте камень.

Советы по эксплуатации и обслуживанию

  • Не перегружайте двигатель — не пытайтесь точить слишком твердые или крупные предметы.
  • Регулярно проверяйте крепления и состояние втулки.
  • Смазывайте подшипники двигателя при необходимости.
  • Следите за температурой двигателя — если он сильно греется, сделайте перерывы в работе.
  • Храните наждак в сухом месте, защищенном от пыли.

Разница между наждаком, точильным станком и карбороном

Термин Значение
Наждак В разговорной речи — точильный станок, но технически — абразивный камень из корунда и магнетита
Точильный станок Устройство для заточки и шлифовки с установленным точильным камнем
Карборон Часто называют точильный станок, но это скорее жаргонное название

Правильно называть устройство точильным станком или точилом, а камень — наждаком.


Итоговая схема сборки наждака

Элемент Описание и рекомендации
Двигатель Асинхронный, 180 Вт, 1500 об/мин, 220 В
Втулка (фланец) Металлическая труба с резьбой, подходящая под вал и камень
Камень Абразивный диск 125 мм с посадочным диаметром 32 мм
Конденсатор 4-5 мкФ, неполярный, для пусковой обмотки
Станина Фанера 18 мм, с резиновыми прокладками под двигателем
Защитный кожух Пластиковый или металлический, закрывающий камень
Электрический тумблер Для включения/выключения наждака

Создать наждак из двигателя стиральной машины — это отличный способ получить полезный инструмент своими руками, сэкономить деньги и получить удовольствие от процесса. Главное — соблюдать технику безопасности и тщательно подготовить все детали. Удачи в творчестве и мастерстве!